|
| | |
всего сделано правок - 41, последняя: 2023.01.02
| | | Скромное обаяние буржуазии
Названия | | Le charme discret de la bourgeoisie / The Discreet Charm of the Bourgeoisie / El discreto encanto de la burguesía / Il fascino discreto della borghesia |
Первый показ | | 1972.09.15 (Франция) |
Проголосовало | | 20 чел. | | |
|
|
Они давно знакомы друг с другом: супруги Сенешали (Стефан Одран и Жан-Пьер Кассель) и Тевено (Поль Франкёр и Дельфин Сейриг), посол вымышленной латиноамериканской страны Миранда Дон Рафаэль (Фернандо Рей), полковник (Клод Пьеплю) и даже министр (Мишель Пикколи). Они богаты и желали бы принять пищу. Но трапеза неизбежно прерывается по вполне правдоподобным причинам, будь то кончина хозяина ресторана, появление вооружённых террористов или чья-то глупая шутка, когда приготовившиеся отобедать буржуа оказываются действующими лицами в странном спектакле, восседая на театральной сцене, за столом с бутафорской едой… | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2006.10.06 | Авторская оценка: 10/10 |
Возможно, это самый реалистичный фильм Бунюэля – но по той лишь причине, что в «Скромном обаянии буржуазии» лучше всего, лучше, чем в двух его немых шедеврах, проявилось виртуозное владение именно сюрреалистическими средствами экранной выразительности. С одной небольшой поправкой. Режиссёр намеренно представил серию случайных, не связанных внешней причинно-следственной связью эпизодов прелюдий к завтраку, обеду и ужину сообщества добропорядочных представителей правящего класса всего-навсего… беспокойным сновидением одного из них, заставляющим его несколько раз подряд просыпается в холодном поту. Идея отрешиться (вывернутый наизнанку приём «очуждения» Брехта, придерживавшегося противоположного соотношения фабульных и внефабульных элементов) от эпизодов, бредово-фантастических по своей сути, но обязательно – имеющих объяснение, позволила достичь уникального эффекта. Чередующиеся в свободной последовательности сцены не только подчинены внутренним, глубинным законам, но и кажутся логически взаимоувязанными. Кому, как не самим буржуа в полной мере оценить кошмары, одолевающие на протяжении ночи одного из них и являющиеся косвенным отражением чуть ли не всех пороков и ужасов капиталистического мира сразу?! Религия и психоанализ, экстремизм и наркотики, чопорность и развязность, а главное, бесконечные, всевозможные, виртуозные, отвратительные, жизненно необходимые и такие приятные махинации буквально в любой сфере жизни – кажется, ничто из «скромного обаяния» не осталось за кадром! И тем не менее, согласно прозрению автора, страшнее всех адских мук, вместе взятых, является для буржуазии не то что лишение, но даже ограничение Его Величества Потребления, и символом, и сущностью коего как раз представляется утоление голода (и прочих физиологических потребностей), возведённое в особый культ. Режиссёр, кстати, думал озаглавить фильм «Шаткий стол», подчёркивая, что для сюрреалиста «название – уже творение, целое произведение»…
Навязчивые страхи «общества потребления» незамедлительно дают о себе знать, стоит ненадолго лишить досточтимых граждан естественной, привычной среды обитания – даже не смысла бытия. Здесь можно ощутить близость с идеей Маркузе о наступлении долгожданных времён царствования «одномерного человека», но для Бунюэля важнее подчеркнуть (вспомним обрамляющие действие пролог и эпилог), что буржуа, не успокаиваясь, упорно бредут к неведомой цели, иллюзорность которой постепенно становится очевидной. Уже в заголовке помимо иронии несложно почувствовать некую утончённую поэзию, стремление «воспеть» особую красоту мира, не осознающего бессмысленности существования и, главное, обречённости навеки пребывать в подобном состоянии, терзаясь непонятными ночными кошмарами. А уже итальянец Марко Феррери в собственном шедевре «Большая жратва» /1973/ (как и сам Бунюэль в менее стройном и виртуозном фильме «Призрак свободы» /1974/) пойдёт от противного, в итоге – осмелившись вынести смертный приговор обществу, поедающему самоё себя.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |