World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (30)
-связки


 Промо
-постеры (1)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 5, последняя: 2019.09.24

Почему? (1987, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 1 | кадры 0
Почему?


НазванияProc?
ПроизводствоЧехия
Формат------------
Хронометраж------------
Жанр
Первый показ1987.10.01 (Чехословакия)
РежиссёрКарел Смычек
Сценарий, идеяРадек Йон
КомпозиторMichal Pavlicek
В ролях Карел Смычек, Иржи Лангмайер, Pavlina Mourkova, Павел Зварич, Мартин Дейдар, Ян Потмешил и другие


Средний балл------------
Проголосовало------------
фильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Рецензия
© Нина Зархи, Сборник «Киноглобус — двадцать фильмов 1987 года»

«Далислишкоммного!» — «Слишком мало!» — «Родителей бы посадить вместе с их детками!» — «Мы же сами их воспитываем, мы сами и виноваты».— «Все только болтают о морали, но никто всерьез ею не занимается».

Торопливые интервью в уличной толпе — для вечерних теленовостей. Женщина с авоськой; озабоченный молодой парень; старик. Реакция городских прохожих на решение суда по делу ребят, учинивших... Господи, да разве из чехословацкого фильма эти реплики? Разве не то же самое, слово в слово, слышали мы у себя дома — с экранов собственных телевизоров,— когда программа «Взгляд» рассказала о наших родных отечественных мальчиках, которые над обелиском погибшим воинам водрузили флаг с фашистской свастикой?!

Заставили тогда одинаково содрогнуться два полюса, два лика аморализма — безыдейный, так сказать, и идеологический: выходка этих троих, вовсе не нацистов по убеждениям, темных убогих переростков, никаких убеждений не имеющих, и не знающая сомнений беспощадность праведника-десятиклассника, что позвонил на телевидение и потребовал непременно расстрелять хулиганов. То был звонок Плюмбума, он не мог не откликнуться, этот бескомпромиссный борец со всякой швалью и нечистью. Забот у него, надо признаться, все больше и больше, к несчастью, в сегодняшней нашей жизни, а стало быть, все больше и оправданий собственного существования. «Неформалы» наглеют, мы столбенеем перед ними в беспомощной немоте или приседаем на корточки в жалкой позе неестественного заигрывания. Хотя теперь-то, может, и Руслан Чутко, разочаровавшись в официальных блюстителях порядка, потянулся к неформальным группам: и вот уже что-то очень плюмбумовское, металлическое слышится в жестких исповедях юных неофашистов, показанных в документальной дилогии киевского режиссера В. Оселедчика. Круг замкнулся?..

Может показаться, что мы отвлеклись, свернули в сторону от фильма Карела Смычека «Почему?», а между тем мы к нему приблизились. Этот взвинченный, захлебывающийся от возмущения, сам себя перебивающий фильм похож на монолог публициста, и в содержание его потому как бы заложены все будоражащие нас ассоциации — с окружающей действительностью, с искусством.Размышления,недоумения, выводы заданы включенностью этой картины в ряд похожих. Ну как, в самом деле, отделатья от родного контекста, если и сюжетнаяканва, и способы организации материала — игровой (но под хронику снятой) словацкой лентыпочти дословно совпадают с тем, что мы видели у Ю. Подниекса, и даже в плакатной требовательности названий-вопросовобоихфильмов,взыскующих немедледленного ответа, угадывается явная перекличка.

Юные футбольные «фанаты», болельщики «Спарты», возвращаясь со стадиона, с матча своих фаворитов, в поезде Прага — Банска-Быстрица учинили погром. Они вспарывали сиденья, вырывали и выкидывали в окна столы, бутылками били зеркала и лампы. Они бесчинствовали, круша все, что попадало под руку, ошалев от пива и вина, оттого, что все дозволено и все доступно в этом замкнутом и словно беспризорном, бешено мчащемся мире, оттого, что они все вместе, а чужих, взрослых, вроде этого здорового парня-студента можно заставить стоять на коленях и приказать ему: «Жри знамя «Спарты»!» И он будет жрать, а они будут на его глазах лапать его девушку, отбивающуюся в бессильной ярости. Кто тут еще путается под ногами со своими правилами и запретами? Проводница? Выставим ее в окно по пояс и пусть подрыгается в смешных конвульсиях, надрываясь в ночную темь: «Помогите!» А кто поможет? Кто бросится на помощь ей, посторонней, когда и своей же, грубо распластанной в соседнем купе, отказывают: «Ничего, пускай Милан попользуется, он будет вторым»,— неправдоподобным цинизмом обжигает «первый» — а ведь они же все время были вместе, Анча и Иржи, «жених и невеста», влюбленная парочка!

Предательство? Подлость? Но эти понятия для героев фильма существуют только в связи с внешним миром, с миром взрослых — родителей,учителей,милиции,словом, официоза, «формалов». Выдать своих — «нас», чужим, «им» — только в этом видится предательство. Все остальное норма. Закон тюрьмы, закон вражды, тотальной и неотвратимой, в которую они вступают с азартом, надрывом и вызовом, не как в трагическую неизбежность, но как в судьбоносный ритуал.

Сильно,на пределе достоверностипоказана в фильме Смычека социальная драма растерянности общества перед лицом семнадцати-восемнадцатилетних, безоружных, но потерявших всякий стыд, и страх, и закон. Почему так получилось, почему не прозрели мы раньше?

...Мелькает по телевизору в пивной сообщение о человеческих жертвах на итальянском стадионе. Это авторы фильма царапают нашу совесть, напоминая, как еще вчера мы (и в Москве, и в Праге) изо всех сил цеплялись за мнимые показатели нашего неоспоримого нравственного превосходства перед растленным буржуазным Западом. Это там, у них — наркоманы, проститутки, «фанаты», с глазами, остекленевшими от слепой злобы и слепого восторга. У нас же (и в Москве, и в Праге) все тихо и славно.

Игнорирование исторических закономерностей, «идеологическое лукавство» (по выражению И. Клямкина — см. «Новый мир» 1987, № 11), гражданская апатия и безответственность немало помогли тому, что мы упустили главное, не заметили, загнали вглубь, как занозу, под кожу. Аберрация нравственного закона застала нас врасплох, ибо мы легко расстались с верой, изменив общей святой идее, способной объединять, не унижая, не лишая собственного лица. Заповеди свернулись в лозунги, а воспетый в песнях коллективизм взрослых свелся к пустой и трескучей формальности, в то время как подростки, юнцы, повинуясь инстинкту, сбились в кланы (мы к тому же долго им внушали: «единица — ноль»). Платформа их может быть разной, и это, разумеется, существенно. Но существенно и другое, всех роднящее, что точно запротоколировано в чехословацком фильме. Такой неодухотворенный коллективизм прорастает стадностью, а в нерассуждающем стаде и нормальные, наверняка разные мальчики и девочки дичают, обнаруживая нечто звериное. Общее содержание, единство действий определено общей формой, личные качества каждого не значат практически ничего.

Этот процесс постепенного обезличивания героев, которых мы к концу их поездки, узнав, казалось бы, ближе, уже перестаем различать, заострен Смычеком, хотя он и не прибегает к внешним эффектам, снимает под прямой репортаж, не меняя ракурса, лишь монтаж становится более резким, и темп едва заметно убыстряется: дальше, дальше летитсквозьночь«взбесившийся» железнодорожный состав.

...Продолжает свой бег поезд, не останавливаясь, не сбавляя скорости, как ни в чем не бывало. Где-то там, в других благополучных вагонах продолжают свое путешествие ни о чем не подозревающие пассажиры, наверное, едят, спят, читают. Режиссер нам их не показывает и тем усиливает ощущение трагической разорванности двух миров, которая и несет катастрофу. На наших глазах разрушительная волна набирает напор и высоту, и вот уже двенадцатилетний Михаил, младший брат одного из героев, его благодарная тень и верный оруженосец (настойчиво просится тут параллель с нашим «Взломщиком»), который поначалу отшатнулся от шабаша насилия и разнузданности в священном ужасе, вот уже и он в пароксизме отчаянной ярости колотит бутылкой, крушит невинное зеркало, словно хочет уничтожить уродливое отражение картин человеческого распада.

Тема «tabula rasa», невинного подростка, продвигающегося по вагону все дальше, проходящего от купе к купе, как сквозь круги ада, в полифонии картины звучит особенно тревожно. Не случайно в коде этой темы возникает рапид, это «увеличивающее стекло»: режиссер длит и длит миг душевного выброса, нравственного слома, чтоб мы смогли разглядеть в секундной вспышке долгий процесс постепенного накопления растерянности, злобы и разочарования. Чтобы успели всерьез обеспокоиться за наше настоящее и наше будущее...

Короткие ответы на вопросы телерепортера, с которых началась рецензия, венчают картину. Их перекрывают, сметая говорящих, гиканье и вопли толпы, истово скандирующей «Спарта!». Знакомые герои в рядах демонстрантов или новые лица? Этот эпилог фильма мог бы стать и его прологом, ведь у ленты Карела Смычека нет ни завязки, ни развязки, она все кружит и кружит вокруг одних и тех же персонажей, вокруг одного события, одного вопроса. Вперед, назад, это вроде уже было, поехали дальше: так дотошный следователь в тюремной гулкости кабинета вновь и вновь гоняет ленту с записями допросов и свидетельских показаний, сопоставляет, взвешивает, и, мучительно пытаясь проникнуть в «Зазеркалье» услышанного, режиссирует его зримый образ — стоп, вот оно, как будто то самое, нет, опять показалось.Такитут,уСмычека.

Переброска действия с места на место стремительна и непредсказуема. Зал суда; стадион; квартира, где ссорятся дочь, отправляющаяся болеть за своих кумиров, и мать, ожидающая любовника; поезд, ставший лобным местом героев; опять квартира, из нее уйдет на злополучный матч другой персонаж фильма; а потом снова мать и дочь; и поезд; и зал суда. И все это прорезает пульсирующее: «почему?», «почему?», «почему?». Раскаленное клеймо этого вопроса, без стеснения поставленного и в заголовок, припечатывает каждый кадр, каждый эпизод фильма. Он жжет, непроизнесенный, в бесстрашных, хроникально правдоподобных сценах ребячьего вандализма, он звенит в интервью и допросах, пунктиром протянутых через всю картину.

Юридический вопрос: «Почему так случилось?» обращен кинематографом в вопрос философский, социальный, политический. Почему это происходит? И происходит с нами, здесь и сейчас.

Иные ответы выглядят приблизительными, частными, даже ошибочными — так задумано, и это работает на наш совокупный правильный ответ, пусть и он окажется не исчерпывающим. Иные звучат плоско по вине авторов: слишком цитатны фигуры родителей, банальны домашние конфликты, элементарны модели «виноватой» семьи. Но важно другое: в том, как поставлены вопросы, угадываются подступы к ответам — вопросы более подлинны, чем ответы: ну что ж, это и реальному состоянию вещей соответствует. Тем тревожней...

В том, как сбиваются в кучу ребята, вполне, в общем, равнодушные друг к другу, в том, как один за другим, словно из шлюзов, вырываются они на свободу из своих постылых домов и принимают сразу же, за порогом, новое обличье, будто сбросив (или нацепив) маску, много точных аналитических подробностей, приближающих к пониманию проблемы. Смычек задает вопрос: неспособность узнать себя — не знак ли это поколения? Почему только в стае, в куче эти мальчики и девочки начинают ощущать себя кем-то, вернее, чем-то — частью целого? Не столько в поисках сотоварищей, единомышленников соединяются они, сколько в неосознанном стремлении без остатка растворить собственную индивидуальность, отождествить себя с другими, такими же: «В своей компании меня любят, потому что я, как все», — говорит одна девушка.

Соборность для большинства «неформалов» (при всей неоднородности этих групп) – главным образом необходимое условие для конфронтации с «фанатами», болеющими за другую команду, с «металистами» или «рокерами». В конфронтации лучше всего, проще всего и быстрее осознается общность и осуществляется самоидентификация: «Кто мы?» — «Мы это «не они». Исчерпывающая характеристика. Каждый из героев Смычека и его прототипов истово желает, чтоб было «не так», но как — не просто не знает, но узнать не надеется.
...И все-таки «почему?»
Еще один подступ к ответу. Пожилой мужчина исполнен сочувствия и понимания к молодым. «Раньше сапожник делал ботинок, и это была его подпись на этой земле. Теперь каждый делает одну маленькую операцию — кто же тогда несет ответственность за целое?» И слава, ну скромнее, признание, добавим,— кому?

Да, в непримиримости, в жестокости своих семнадцатилетних героев чехословацкие кинематографисты разглядели и протест против казенной регламентации общественной жизни и узаконенной обезличенности — в школе, в техникуме, на работе, против рутинной, незамечаемой взрослыми лжи и лицемерия, против предопределенности навязанной тебе кем-то судьбы, против погружения в вязкий и тоскливый быт. Против мира, в котором так удобно устроились старшие, с которым они давно и навсегда смирились. Но почему гуманный протест реализуется как глумление над человечностью, над природой и людьми? Почему так фатальна и неостановима эта сокрушительная парабола смысла и можно ли ее предотвратить?

Отлучение, непричастность — социальные трагедии, а не чья-то злая воля, не чьи-то «отдельные ошибки». Нельзя (вновь обратимся к статье И. Клямкина) «вопрос «почему?»... растворять без остатка в вопросе «кто виноват?». Мудрость создателей чехословацкого фильма — в чутко уловленной диалектике этих непростых связей, хотя и вины они ни с кого не снимают.

...Последний кадр фильма, повторю, мог оказаться его первым кадром. А на своем месте он воспринимается как зачин следующей похожей истории, как символический рефрен, соединяющий наши мысли в цепь непрекращающихся раздумий об одной из самых тревожных драм времени. Мы ловим прохожих, мы берем интервью у психологов и социологов, мы ждем от каждого разгадки причин детской и юношеской отчужденности, бездуховности, агрессивности. Мы и сами даем интервью и бежим дальше. А в это время, иногда мимо нас, иногда прямо на нас (или на камеру) движутся те, кого мы пытаемся понять. Шумно и яростно пробиваются сквозь покорно отступающую толпу те, с кем мы безуспешно пытаемся наладить контакты. Расчищая себе жизненное пространство, звонко скандируя пока еще вполне безобидные лозунги, вроде «Долой «Славию»!» или «Да здравствует «Спарта»!», с флагами и транспарантами – пока не оскорбительными для нашего нравственного чувства — идут те, кого мы боимся. Боимся. Хорошо, что создателям чехословацкой картины достало мужества честно в этом признаться.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура