|
| | |
всего сделано правок - 22, последняя: 2019.09.24
| | | Официант
Первый показ | | 2006.09.10 (Канада) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 7 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Ресторан, где трудится Эдгар (Алекс ван Вармердам), знавал и лучшие времена, а сам пятидесятилетний официант страдает от «духовного ига»… кинодраматурга Германа (Марк Ритман), который в данный момент пишет сценарий будущего фильма о перипетиях его судьбы. И не то чтобы это сильно удивляло Эдгара, равно как и, наоборот, визиты персонажа — самого сценариста. Только вот официанту категорически не нравится, что кинематографист делает из него «типичного современного героя» — вечного неудачника, беззащитного перед произволом окружающих! |
© Евгений Нефёдов, 2007.09.21 | Авторская оценка: 6/10 |
Этот фильм снимался и, главное, увидел свет параллельно с другой лентой, «Персонаж», рассказывающей чрезвычайно, до мельчайших подробностей похожую историю. Более того, Марк Форстер устроил премьеру своей картины 9-го сентября 2006-го года на кинофестивале в Торонто. Там же (!), где Алекс ван Вармердам вынес собственное произведение на суд общественности спустя всего лишь месяц, 10-го октября. Очень интересно, каково было завсегдатаям известного киносмотра, у которых наверняка закрались подозрения касательно того, чей же замысел подлинно оригинален?
На самом деле подобные произведения появлялись и раньше, причём – не так уж редко. И тот же ван Вармердам вовсе не стал первым кинематографистом, избравшим для своеобразной киноисповеди форму «фильма в фильме». Более того, как и Форстер, не первым привнёс в подобное произведение и элементы фантазии, позволив двум неперекрещивающимся мирам найти точку соприкосновения. Лично на меня1 американская лента произвела более сильное – несопоставимо более сильное! – впечатление. Хотя не могу не признать, что и режиссёр-сценарист-актёр из Старого Света сотворил довольно любопытное зрелище. Тем самым – в очередной раз подтвердив собственную репутацию типичного представителя нидерландского кинематографа, для которого странность и алогичность давно стали общепризнанной нормой.
Наиболее интересным и, по-видимому, важным в «Официанте» является то обстоятельство, что эпизоды, в каких воспроизводится собственно творческий процесс, кажутся не слишком «подлинными». Страсти, бушующие в квартире кинодраматурга, попутно с набором текста сценария на компьютере вечно препирающегося с подругой, несколько искусственны и преувеличены, как в «мыльных операх». Во всяком случае – на фоне перманентной трагедии собственно Эдгара, образ которого замечательно воплощает сам ван Вармердам. Вот где настоящая судьба! Вот где бушующие эмоции, невзирая на провозглашённую «сочинённость», заставляют сопереживать горькой участи ординарного «маленького человека», вынужденного безропотно терпеть оскорбления от заносчивых посетителей и соседей, неудачливого в любви. То, как он наведывается к своему создателю, беспечному служителю «девятой музы», требуя введения приятных для себя фрагментов или хотя бы – «хэппи-энда», выглядит и смешно, и грустно. Тут Алекс выдал не просто собственные потаённые устремления, но и, можно сказать, чаяния всего человечества, не устающего роптать на судьбу. Вот и в финале особо восприимчивых зрителей заставит расчувствоваться явно не итог давно обречённых отношений людей из настоящего мира, но – печальный удел, выпавший-таки на долю бедного официанта. Воистину – «над вымыслом слезами обольюсь», как сказано у Пушкина! Ван Вармердам не приемлет компромиссов: не одни лишь произведения классиков, как сказки братьев Гримм, вдруг могут претвориться в жизнь…
__________ 1 – Правда, здесь нельзя исключать влияния привходящих обстоятельств, поскольку «Персонажа» довелось увидеть раньше.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |