|
| | |
всего сделано правок - 12, последняя: 2019.09.24
| | | Мелодия для шарманки
Названия | | Melodiya dlya sharmanki |
Первый показ | | 2009.09.12 (Канада) |
В России | | 2010.04.08 (прокат ЛЕОПАРТ) |
Сборы в России | | $29,087 (зрителей: 3,590) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 4 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Будучи не в силах терпеть разлуку, одиннадцатилетняя Алёна (Наталья Бузко) и её братик Никита (Рома Бурлака), родившиеся от разных отцов, сбегают из интернатов — и направляются в столицу, чтобы найти хоть одного из своих пап, оставшись вместе. По пути дети попадают в разные (большей частью — драматические) ситуации, и их судьба кажется предрешённой в равнодушном и жестоком мире. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.04.22 | Авторская оценка: 5/10 |
Насколько сильное впечатление производили на меня ранние картины Киры Муратовой, равно как и большинство работ переходного периода1, настолько тягостное, мрачное и отталкивающее – её последние фильмы. Распространённое (по сути, общепризнанное) суждение об «особом взгляде на мир», присущем женщине-режиссёру, всё-таки не должно, по моему скромному разумению, служить достаточным основанием для оправдания, а то и возвеличивания существенных и явных художественных просчётов. Просчётов, нередко допускаемых автором вполне осознанно – даже не с вызовом, а с полнейшим равнодушием к реакции публики… Как не вспомнить поистине пророческий эпизод из «Астенического синдрома» /1989/, когда зрители поодиночке и группами покидают кинозал, где демонстрируется «настоящий шедевр»!
«Мелодия для шарманки» являет собой ещё не столь экстремальный вариант. Хаос зрительных образов и звуков длится совсем недолго – пока брат с сестрой едут в пригородном электропоезде, уступая место более-менее связному повествованию. Правда, простенький рассказ2 то и дело (буквально в каждом кадре!) расцвечивается мелкими бытовыми зарисовками, знакомя с пёстрой картиной преимущественно странных и курьезных личностей и перемещая нас в самые разные места: от заброшенного складского помещения, где детей грабят жестокие сверстники, до роскошного казино и супермаркета, заваленного дорогими продуктами. Причём режиссёр всячески подчёркивает, что именно эта, внефабульная, побочная сторона является главной в её «просто печальной сказке» (с недвусмысленными отсылками к традициям рождественских, или святочных, историй), которую она «вкратце описала в интервью так: голод, холод, две сиротки»…
Да, в ленте есть ряд метких сатирических наблюдений, бичующих, скажем, пресыщенность и капризность нуворишей, развлекающихся, изображая кучку клептоманов. Но что присуще практически всем сценкам, по преимуществу имеющим не подчинённое фабуле, а самодостаточное значение, – предельная отрешённость и самоуглублённость. Это уже не просто, как в случае с вышеупомянутой лентой, вынесение диагноза обществу, в сравнении с которым антониониевская «некоммуникабельность» покажется образцом бодрого состояния духа. Эффект достигается элементарно – подчёркнуто фальшивой интонацией произнесения реплик, чаще бросаемых в пустоту, и невыразительной («деревянной») игрой актёров3, когда органичнее всех в исполнительском ансамбле4 видится… Рената Литвинова в образе жены богача в костюме феи; даже песни Земфиры введены как-то асинхронно (но и не контрапунктом!) по отношению к изображению. Достигается-то достигается, да… представлено настолько всеобъемлющим, что поневоле понуждает переключиться на личности создателей ленты… Не может быть, чтобы такое количество людей (любой, кто попал в объектив!) оказалось подвержено явлению, подозрительно напоминающему психическое расстройство: куда вероятнее, что дело тут в носителях самого «особого взгляда». Местами трогательно и грустно, но чаще – наводит на мысли о допускаемом авторами кощунстве, которого судьба двух бедных детей точно не заслуживает.
__________ 1 – Ограниченного «Чувствительным милиционером» /1992/ и, пожалуй, «Увлечениями» /1994/. 2 – В основу была положена новелла киевлянина Владимира Зуева, также участвовавшего в написании сценария. 3 – Или моделей, или, ещё хуже, говорящих и движущихся манекенов? 4 – Правда, если не принимать в расчёт Олега Табакова, которому-то как раз не надо доказывать умение легко вписаться в любую, в том числе самую причудливую, атмосферу.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |