|
| | |
всего сделано правок - 34, последняя: 2023.01.04
| | | Уик-энд
Названия | | Week End / Weekend / Week-end, un uomo e una donna dal sabato alla domenica |
Первый показ | | 1967.12.29 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 4 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Ролан (Жан Янн) и Коринн (Мирей Дарк), зажиточные супруги, решают провести уик-энд в гостях у тёщи и тестя в надежде ускорить получение наследства, причитающегося им по завещанию. Однако путешествие осложняется немыслимыми дорожными «пробками», авариями, вечными поломками автомобиля, непрекращающимися перепалками со случайными попутчиками, мимолётными встречами с весьма странными личностями: от чокнутых провинциальных музыкантов и террористов-одиночек до группы революционеров — киноманов и каннибалов. |
© Евгений Нефёдов, 2008.11.08 | Авторская оценка: 10/10 |
Даже не отрицая исключительных художественных достоинств самого признанного фильма Жана-Люка Годара, «На последнем дыхании» /1960/, всё же не могу не отметить, что лично меня из всех его работ поразил (да что там – потряс!) именно «Уик-энд». Фильм, лишь по недоразумению или, вероятнее всего, в силу сложности киноязыка не ставший знаменем анархизма на все времена. «Фильм, затерянный в космосе», и «фильм, найденный на помойке», как гордо заявлено в титрах. Фильм, который, произведя переворот в области формы, определённо не мог не оставить свой ядовитый след в общественном сознании. «Всеобщая стачка уже в действии», если так, заменив громкое и величественное понятие «революция»1 исторически более точным термином, охарактеризовать картину, воспользовавшись словами Наполеона о «Женитьбе Фигаро» – пьесе ниспровергателя и насмешника Бомарше.
В «Уик-энде» Годар, пожалуй, яснее всего обнаружил своё неприятие традиционного (буржуазного и мещанского) повествовательного кинематографа. Он пошёл на сознательное нарушение элементарных технических приёмов, снимая против света диалог, полный волнительных эротических признаний, имитируя смещение рамки кадра в тот момент, когда Ролан попадает в автокатастрофу, прибегая (с уведомлением в титрах!) к неверной монтажной склейке в сцене по-театральному картинного «умирания» Коринн. Брехтовское «очуждение» действия проводится и на уровне драматургии – через разрушение стройной сюжетной схемы road movie, заслужившей репутацию самой свободной и демократичной из всех нарративных конструкций. Ибо в путешествие (the trip) по деревням и весям, а одновременно – по собственному внутреннему мирку2 могут отправиться не только Бонни и Клайд, но и благообразная чета «средних» французов, истинных парижан. Мирей Дарк, ненадолго переманенная авангардистом у менее принципиальных коллег, и Жан Янн помимо прочего идеально подобраны по типажному признаку, изображая супружескую пару: проститутку по закону (в браке) и фашиствующего филистера – ветерана Алжира, не расстающегося с сигаретой и деловито соображающего о том, как бы не опоздать к дележу состояния. О презрении, выражаемом авторами издыхающему «обществу потребления», ощущаемом в каждом кадре, в любой «невинной» зарисовке нравов3, и говорить излишне. Однако, не жалея мрачных красок на свою картину апокалипсиса (бесконечная «пробка», несметное количество трупов на обочинах), Жан-Люк Годар основательно прошёлся и по всем «оппозиционным» учениям, до каких только смог дотянуться. Здесь и сцены классовой борьбы, завершающиеся трогательным примирением продажной буржуазки с «пролетарско-крестьянским быдлом». И борцы за права нацменьшинств вместе со сторонниками индивидуального террора, доставляющие чете лишь небольшие неудобства. И любомудры-краснобаи, ударяющиеся в заумное словоблудие и красивый эскапизм, предаваемые Роланом огню, вопреки печальному замечанию Коринн, что «мы не имеем права сжигать даже философов». И поборники культурного наследия, высокопарно рассуждающие об истоках современной цивилизации и коммерческом потенциале музыки Моцарта. И в довершение – бывшие соратники по «новой волне», представленные персонажем Жана-Пьера Лео, прерывающим свою романтическую песенку (душевный привет Франсуа Трюффо!), как только ушлые парижане начинают покушаться на его новенький японский автомобиль с коробкой передач от «Порше». К счастью, Годару хватает иронии и трезвости суждений, чтобы не отнестись чересчур серьёзно и к собственным чаяниям о появлении новых революционеров, вооружённых великой силой «правды 24 кадра в секунду»4 и готовых не только освободить, но и… съесть ненавистных представителей прогнившего мира. Товарищ Жан-Люк обещает весёлый уик-энд, после которого будет непросто вернуться в рабочий ритм унылых будней.
__________ 1 – Хотя сам-то Жан-Люк недвусмысленно намекает именно на события 1789-94 годов, начиная в финале отсчитывать время месяцами из календаря якобинцев. 2 – «Что это за кино такое? Всё время нарываемся на каких-то больных», – бросает в сердцах Ролан, на что Коринн резонно замечает: «Сам виноват: не надо допускать». 3 – Чего стоят только мелкие бытовые разбирательства соседей по двору! 4 – В качестве позывных упоминаются Госта Берлинг из саги Морица Стиллера, «Броненосец «Потёмкин», «Джонни Гитар»…
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |