|
| | |
всего сделано правок - 45, последняя: 2023.01.12
| | | Агония
Названия | | Agoniya / Rasputin / Agony: The Life and Death of Rasputin |
Первый показ | | 1982.09.03 (Финляндия) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 4 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Последние годы существования Российской империи. Идёт Первая мировая война. Ненависть в народе к государю растёт с неимоверной быстротой. Зреет революционная ситуация. Колоссальным влиянием на семью Николая II (Анатолий Ромашин) и на самого самодержца пользуется Григорий Распутин (Алексей Петренко). Кто он? Святой старец? Циничный обманщик и расчётливый авантюрист? Душевнобольной, волею судеб оказавшийся на вершине власти?.. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.01.06 | Авторская оценка: 7/10 |
Элем Климов уже в начале творческого пути заполучил у высокого кинематографического начальства репутацию «трудного» режиссёра. Но самая неблагополучная судьба выпала именно на долю «Агонии», которая в своём первоначальном варианте, завершённом к 1975-му году, не устроила цензоров – и была частично легализована лишь в 81-м1, после внесения ряда существенных изменений. Это ему, правда, помогло чуть позже, когда на очередном, V съезде Союза кинематографистов Климов одержал убедительную победу над «консерватором» Сергеем Бондарчуком, что послужило началом т.н. демократических преобразований в СССР, привёдших в конечном итоге к развалу страны… Так и напрашивается вывод, что автор не сделал правильных выводов из собственного произведения, оказавшись куда прозорливее в качестве художника, нежели – общественного деятеля. К тому же, всесторонняя поддержка, оказывавшаяся Элему Климову в разработке следующих проектов (фантазии на тему «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова и фильма о И.В. Сталине), всё же не позволила их реализовать2, и одарённый кинематографист не осуществил больше ни одной постановки.
А между тем претензии к режиссёру и сценаристам Илье Нусинову и Семёну Лунгину3 были по преимуществу не идеологического, но художественного свойства. Авторы с большой неохотой отказывались от откровенных, натуралистичных эпизодов, живописующих упадок нравов власть предержащих на излёте царизма. В сущности, фильм является развёрнутой, эстетически осмысленной иллюстрацией ёмкого ленинского тезиса – вынесенного в эпиграф приговора царизму4. Сводить всё к проискам Распутина в блистательном исполнении Алексея Петренко, личности вообще-то яркой и незаурядной, действительно внёсшего посильную лепту во всеобщую смуту, было бы наивно. Напротив, авторы последовательно и убедительно доказывают, что в том крылось глубочайшее заблуждение сторонников монархии, которые объективно – делали только хуже независимо от того, старались ли помочь Отечеству или преследовали корыстные интересы. Достаётся не только купцам, бросающимся ловить рыбку в мутной воде, откровенным авантюристам и прощелыгам вроде журналиста Манасевича-Мануилова и цепким политическим карьеристам, оккупировавшим Думу: вспомним линию с приобретением поместья в Барановичах, занятых немцами. Ничуть не лучше проявили себя члены православной церкви, устроившей над Распутиным отвратительное судилище с избиением и проклятиями, и даже участники заговора, лучшие представители дворянства и офицерства… Гнилой и нежизнеспособной оказалась сама система, пребывавшая в агонии в преддверии глобальных времён. Поражаешься и тому, как точно Элемом Климовым предугаданы процессы «перестройки», когда те самые условия, что постановщик подверг ожесточённой критике, были искусственно привиты другому по типу и устройству государству – к радости новых, более мелких распутиных.
__________ 1 – Зато посещаемость (по итогам сезона 1985-го года) составила 18,4 миллионов человек, а в 1982-м лента участвовала в конкурсе Венецианского МКФ, получив премию ФИПРЕССИ. 2 – Бытует мнение, которое я склонен разделять, что причина – в том, что выводы, к каким пришёл Элем, кардинально расходились с ожиданиями «прогрессивной» общественности, а пойти на компромисс он отказался. 3 – Не под влиянием ли «Агонии» его сын Павел Лунгин много лет спустя обратится в «Царе» /2009/ к смуте времён Ивана Грозного? 4 – «Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела её до «последней черты», раскрыла всю её гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её»…
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |