|
| | |
всего сделано правок - 72, последняя: 2019.09.24
| | | Отчаянная домохозяйка
Названия | | Potiche / Potiche (Trophy Wife) |
Названия (рус.) | | Свадебная генеральша / Зиц-председательница |
Первый показ | | 2010.09.04 (Италия) |
Проголосовало | | 10 чел. | | |
|
|
Робер Пюжоль (Фабрис Лукини) много лет успешно управлял фабрикой по производству зонтов, отводя своей дражайшей Сюзанн (Катрин Денёв) роль скромной домохозяйки. Однако в результате забастовки здоровье Робера резко ухудшается — и в отсутствие патрона его функции переходят к супруге. Параллельно у неё, заново познающей радость жизни, намечается роман с Морисом Бабеном (Жерар Депардье) — мэром и депутатом, бескомпромиссным коммунистом по своим политическим убеждениям. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2011.01.01 | Авторская оценка: 5/10 |
Вообще-то слово «potiche», вынесенное в оригинальный заголовок, является во французском языке эквивалентом нашего выражения «свадебный генерал» или, если воспользоваться деловым жаргоном, «зиц-председатель». Подразумевается, что именно такую должность должна де-факто занять Сюзанн, де-юре – получившая фабрику в единоличное управление. Но, как и в случае с Хадсакером у братьев Коэнов, это радикально меняет расстановку сил.
С одной стороны новая картина Франсуа Озона производит вполне благоприятное впечатление, особенно в сравнении с предшествующими работами режиссёра-сценариста, у которого и бодрый детективный мюзикл1 обретал легко различимый мизантропический привкус. Возможно, оказалось немаловажным, что участие в подготовке фильма принимали авторы одноимённой пьесы, которая уже была адаптирована на ТВ четвертью века ранее2, – современные драматурги Пьер Барилле и Жан-Пьер Греди. Жизнерадостность интонации на сей раз ни в коей мере не ставится под сомнение, и даже в отношении человеческих слабостей, прежде освещавшихся Франсуа либо с сарказмом, либо – с горечью, он довольствуется беззлобной иронией. Особенно подкупает по-галльски остроумный переход от производственной тематики к лирике с толикой пикантной эротики. Но с другой стороны…
Лишний раз не без сожаления убеждаешься, что жанр политической сатиры изрядно измельчал. Жан Ренуар в «Правилах игры» /1939/ позаимствовал у Мариво и Мюссе форму изящного фарса, наполнив её злободневным содержанием, а под занавес – уйдя в стихию бескомпромиссного трагифарса. Озон проделывает противоположную операцию, поневоле придавая актуальному материалу наряду с лёгкостью ещё и легкомысленность, одаривающую видимостью быстрого разрешения давних проблем. По едкости изображения социальных противоречий, а главное, по глубине их анализа картина несопоставима не только с упомянутым ренуаровским шедевром, но и с менее громкими жанровыми образчиками3 как раз того периода, когда разворачивается действие. Периода, сохранявшего высокий накал подлинных, а не вымышленных политических страстей… Даже «промежуточный» вариант в лице комедии «Любовь в лугах» /1995/, очень близкой по тематике и пользовавшейся оглушительным успехом у французской публики, ныне покажется недостижимым идеалом. Режиссёр уверял, что вдохновлялся перипетиями предвыборных баталий между Николя Саркози и социалисткой Сеголин Руаяль. Но получилась-то в меру забавная и не лишённая очарования сказка именно об «отчаянной домохозяйке», которая, ничуть не уступая своим американским единомышленницам, доказывает, что тезис Владимира Ильича Ленина (вернее, приписываемый ему злонамеренно или по неграмотности4) верен – и что она может запросто управлять фабрикой, а там, глядишь, и государством. Результаты проката ленты на Родине создателей, где сеансы посетило порядка 2 миллионов человек, красноречиво доказывают своевременность озвученных тезисов.
__________ 1 – Имеются в виду, естественно, «8 женщин» /2002/. 2 – Хотя из экранизаций их произведений наибольший резонанс вызвал американский «Цветок кактуса» /1969/. 3 – Например, «Шампунь» /1975/ Хэла Эшби. 4 – Дословно цитата из «Материализма и эмпириокритицизма» звучит так: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Лёгкий, забавный, не глупый фильм. Игра Денев на 10 баллов. Сюзанна - ваза с двойным дном. Спустя 30 лет брака она показывает мужу и детям, не воспринимающим ее всерьез, чего на самом деле стоит. Очень изящно, по-французски. Несмотря на некоторую театральность, история показана житейская. Еще Денев классно поет, приятный бонус. А как она выглядит, такая свежая и естественная, такая красивая. Есть с кого брать пример. "Плевать! Теперь она - мой босс"(с) Как всегда в фильмах Ф.Озона есть скрытая символика: например в начале красный спортивный костюм(цвет символизирующий неизрасходованную энергию)сменяется синим (спокойствие, уверенность, удовлетворенность).
Не слишком удачен перевод названия на русский язык.
|
Подобного фильма от французского мастера провокаций ждали давно. Каким бы ни был эпатажным и непредсказуемым Франсуа Озон, выпускающий стабильно по хорошему фильму в год, основную массу поклонников своего таланта он завоевал после выхода роскошного водевиля «8 женщин» с участием самых ярких див французского кинематографа разных поколений. И вот, спустя десятилетие, Озон снова вернулся к любимому кинематографу своего детства. И снова с ним работает немеркнущая Катрин Денев, которая по-прежнему выглядит потрясающе и, дай бог, будет так выглядеть и играть еще многие годы.
Те, кто уже посмотрел «Домохозяйку», схожи в одном — кино получилось легкое, позитивное, смешное и, конечно по-французски красивое. Здесь, несомненно, заслуга, оператора, применявшего при съемках специальные светофильтры, благодаря которым фильм выглядит ну даже чересчур ярким. Именно таким, каким бы он выглядел, будь он снят в начале 70-х годов прошлого века.
Что касается истории, то и здесь обошлось без сюрпризов. Публика Озона не очень любит неожиданные решения. И фильм о крылатом младенце «Рикки», вышедший пару лет назад, тому явное доказательство. Перед нами классический фельетон о том, что нет страшнее зверя, чем тоскующая женщина. Подобный жанр также был чрезвычайно популярен в конце прошлого столетия. В Советском союзе даже выходил киножурнал «Фитиль», изобилующий подобными сюжетами. И, видимо, юному тогда Франсуа подобные истории были безумно симпатичны, раз он решил признаться им в любви на пороге второй декады нулевых.
Да и вообще весь фильм — это признание в любви. Озон любит Катрин Денев. Озон любит английскую королеву, а именно ее образ всплывает в памяти, когда видишь мадам Бюжоль, главную героиню. Даже открывающая фильм сцена в лесу есть не что иное, как цитата из фильма «Королева». А еще Озон любит классические мыльные оперы и просто наслаждается, выстраивая подобные ситуации в своем фильме. Не буду флудить спойлерами, но поверьте, а лучше убедитесь, что эти сюжеты в «Домохозяйке» выглядят просто гениально.
Я же, при просмотре «Отчаянной домохозяйки», невольно вспоминал еще один чудесный фильм из той же страны и той же эпохи. Назывался он «Бум», есть еще продолжение «Бум 2», соответственно. Уверен, Озон, кланялся и в его сторону. Одна из локаций фильма — клуб «Бадабум», который упоминается в смешных диалогах настолько часто, что начинаешь смеяться уже тогда, когда герои произносят его название снова и снова. Собственно, то, что творится на экране, как раз и можно назвать одним емким, непонятным, но забавным словом. Бадабум!
|
| | |