|
| | |
всего сделано правок - 15, последняя: 2019.09.24
| | | Простые вещи
Первый показ | | 2007.06.07 (Россия) |
Проголосовало | | 9 чел. | | |
|
|
В этот день у Сергея Маслова (Сергей Пускепалис), врача-анестезиолога в питерской городской больнице, жизнь не задалась. Неудачно прошла операция, с медсестрой Ксюшей (Луиза Маркова) возникли осложнения явно неслужебного характера, по пути домой с работы (вернее, из пивной) отобрали права. Дома — не лучше. Дочка сбежала с каким-то неясным типом (Иван Осипов), а жена (Светлана Камынина) заявляет, что беременна и твёрдо намерена рожать, хотя в их коммунальной комнате и без того тесно. Дела вроде бы начинают налаживаться, когда Сергею предлагают за хорошие деньги навещать на дому Владимира Журавлёва (Леонид Броневой), актёра преклонного возраста, когда-то прославившегося благодаря одной — не самой любимой — роли, а ныне почти забытого. Журавлёв — старик, на первый взгляд, вздорный и капризный, и до Маслова уже сменилось несколько врачей. Но с Сергеем у него начинают складываться доверительные отношения. Пока однажды Журавлёв не просит его помочь достойно уйти из жизни, за что обещает в награду работу кисти Репина. Сергей не терпит сложности и неоднозначных ситуаций. Он не желает «вникать в капризы» Журавлёва… Но клубок обстоятельств его жизни становится всё более запутанным. Что-то надо делать. И вот однажды он подходит к дому Журавлёва, неся маленькую ампулу в кармане и большое зеркало под мышкой… |
© Евгений Нефёдов, 2007.06.09 | Авторская оценка: 7/10 |
У каждого из зрителей во время просмотра возникнут, безусловно, свои собственные ассоциации. Но лично меня неотступно преследовали воспоминания о… польском киноискусстве. Точнее, об отдельных1 фильмах режиссёров из ПНР, обладавших особым, оригинальным взглядом на проблематику, завладевшую, начиная с рубежа 1950-60-х годов, умами многих выдающихся кинематографистов. В отличии от Микеланджело Антониони, с чьим творчеством чаще всего связывают и сам термин «некоммуникальность», и ряда его западных последователей, их работы не столь беспросветны. Беспросветны – вопреки материальному благополучию и кажущемуся душевному равновесию. В стране, потерявшей 6 миллионов убитыми в годы войны, реакция на схожие морально-этические проблемы2 просто не могла быть идентичной той, что приходилось наблюдать в государствах капиталистического мира. И потому при всей остроте постановки сугубо нравственного вопроса о роли и жизненном предназначении мятущихся представителей интеллигенции, пронзительно грустная интонация не так уж редко разбавлялась ироническими и даже язвительными нотками. А главное, от безысходности в конечном итоге позволял уйти жизнеутверждающий пафос – как некое спасительное проявление инстинкта самосохранения нации…
Всё вышесказанное вполне справедливо и в отношении второй полнометражной (и первой самостоятельной) постановки Алексея Попогребского, не так ли? С той лишь разницей, что последствия пусть не войны, но тоже огромной социальной катастрофы чувствуются даже острее. Сергей, в отличие от встреченного им на улице бывшего коллеги, ещё изыскал возможность сохранить верность любимому делу. Да, бытовые трудности допекают не на шутку: существование в комнате коммунальной квартиры не назовёшь «комфортным». И всё же гораздо болезненнее – подспудное ощущение того, что что-то «не так». Что время течёт напрасно, главное почти упущено, а об осуществлении сокровенных мечтаний бессмысленно и помышлять. «Собой я недоволен, собой», – бросает Сергей расстроенной жене. Но только ли обстоятельства повинны во всём? Не на самого ли человека в первую очередь ложится ответственность за преступное невнимание к «простым вещам», мелочам жизни, важнее которых всё равно нет ничего?.. В отличие, например, от Алексея Балабанова («Мне не больно» /2006/), Попогребский находит мужество признать: да. И его осторожно оптимистичный финал, на мой взгляд, куда точнее соответствует меняющемуся духу времени…
Нельзя хотя бы мимоходом не отметить, что фильм отличается утончённым психологизмом в раскрытии мотивов поведения персонажей3 и отличной актёрской игрой. И особой похвалы заслуживает, разумеется, ветеран Леонид Броневой, снимающийся в последние годы, к сожалению, очень редко.
__________ 1 – От мэтров мировой величины вроде Анджея Вайды и Анджея Мунка до, скажем, писателя Ежи Стефана Ставиньского, не без успеха («Пингвин» /1965/, «Час пик» /1974/) попробовавшего себя в качестве постановщика. 2 – Ещё до того, как в обществе – во второй половине 1970-х – воцарится атмосфера морального непокоя, в том числе под влиянием сугубо бытовых трудностей. 3 – Режиссёру, закончившему факультет психологии МГУ, первое образование, конечно, не могло не пригодиться.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Неплохо. Но занудно. Не очень спасает прекрасная игра актеров. Причем всех. Что удивительно.
|
Да фильм просто отличный. После такого кино веселее жить становится. Ничего лишнего в нем нет, всё и все на своих местах. И, мне кажется, создатели не ставили перед собой задачу отразить правдивую действительность определенного этапа в жизни нашей страны(хотя за это картина и получила награду). Здесь речь действительно о ПРОСТЫХ вещах, как-то: порядочность, любовь, сострадание, доброта, наконец. Мне все герои(даже "продажные менты") глубоко симпатичны. И может быть потому что речь и шла об этих самых простых вещах, понятных каждому, фильм и получился таким удачным. Не надо ничего придумывать, всё уже давно известно, надо только изобразить с душой и, конечно, умением, которого в данном случае с лихвой хватило у всех, кто работал на этим фильмом. Браво и спасибо создателям такого кино!
|
| | |