|
| | |
всего сделано правок - 87, последняя: 2023.01.15
| | | Сочувствие господину Месть
Первый показ | | 2002.03.29 (Южная Корея) |
Проголосовало | | 102 чел. | | |
|
|
«Сочувствие господину Месть» — это история глухонемого Рю (Ха-кьюн Шин) и его сестры (Чжи-юн Лим), которой нужно пересадить почку. Начальник Рю, Дон-чжин Пак (Кань-хо Су), только что уволил его, и Рю со своей подружкой Ёнг-ми Ча (Ду-на Бэ) решают похитить дочь Пака, чтобы на полученный выкуп сделать операцию по трансплантации органа. Но всё идет катастрофически не так, как надо, и ситуация очень скоро уподобляется лавине насилия и мести… |
© Евгений Нефёдов, 2007.02.23 | Авторская оценка: 7/10 |
После колоссального коммерческого успеха «Объединённой зоны безопасности» /2000/, заставившей в очередной раз говорить о феномене нового азиатского кинематографа, Чхан-Ук Паку был дан карт-бланш на любой другой проект. Тридцатисемилетний режиссёр выбрал то, что счёл для себя тогда по-настоящему интересным, взявшись за реализацию сценария, написанного1 всего за 20 часов (!) непрерывной работы. Однако фильм, невзирая на награду кинофестиваля Фант-Азия (Fant-Asia) и премию жюри на киносмотре в Филадельфии, не вызвал особого резонанса. Лишь безоговорочный и, в сущности, общемировой триумф брутального боевика «Олдбой» /2003/ пробудил запоздалый интерес к «Сочувствию господину Месть». Например, в США картина вышла в ограниченный кинопрокат лишь в августе 2005-го года и вот теперь, спустя четыре года после премьеры, вслед за двумя другими частями тематической трилогии, представлена на суд отечественных кинозрителей. И в этом есть свои положительные моменты.
В первую очередь просто необходимо отринуть предположение, что, если знать условные продолжения, можно составить хотя бы общие представления и о первом фильме. Стилистическое различие (чтобы не сказать – несоответствие) трёх лент разительно! «Олдбой», основанный на «культовой» японской манге, уже немыслим иным, кроме как барочным, бурлящим, словно извергающий лаву вулкан, неистовым по ритму и при всём том – натуралистичным. «Сочувствие госпоже Месть» оказалось, напротив, утончённым и изысканным, почти умиротворённым по интонации и вместе с тем – не лишённым скрытого сарказма. А каким же был исток? Стилистика «Сочувствия господину Месть» поначалу просто не может не вызвать в памяти манеру, наверное, самого признанного южнокорейского кинематографиста – Ким Ки-Дука. Схожее пиршество насилия, местами граничащее с упоением жестокостью как таковой. Схожее восприятие окружающей социальной действительности как мира, безжалостного и беспощадного к каждому отдельно взятому человеку. Схожее ощущение абсурдности происходящего – абсурдности, внешне настолько обыденной, что это уже не вызывает удивления. И так далее. Постепенно созвучие начинает казаться настолько стабильным, что переклички обретают почти подражательный характер. Отличие разве что в том, что Рю – всё же ни в коем случае не является «плохим парнем», получающим в конечном итоге по заслугам. Даже родитель похищенной девочки, погибшей по нелепой случайности, искренне считает его «хорошим», пусть и оговариваясь, что тем не менее не может не покарать убийцу… Актёр Ха-кьюн Шин (как и его партнёрша Ду-на Бэ!) на редкость убедителен, демонстрируя готовность героя мгновенно перейти от растерянности к решимости добиться цели любой ценой, в том числе и посредством грубого физического воздействия.
А вот то, что именно послужило причиной сочувствия так называемому господину Месть, – является, как мне представляется, для Чхан-Ук Пака главным. Рю порой способен напомнить юродивого, попадающего в одну несуразную ситуацию за другой. Унижение от начальства, закончившееся увольнением. Далее – встреча с подпольными торговцами человеческими органами, цинично обманывающими простака. Как следствие, невозможность достать в кратчайшие сроки требуемую для операции сумму. Наконец, идея с похищением… Что, казалось бы, может быть глупее? И, словно в соответствии с расхожими представлениями, жизнь с суровой неизбежностью сводит счеты с несчастным Рю. Однако тонкость фильма в том, что Чхан-Ук Пак как раз не вторит Ким Ки-Дуку, возводя череду насильственных актов, с неотвратимостью сменяющих друг друга, в ранг некоего универсального, вселенского закона. Сочувствие господину Месть оказывается возможным именно потому, что причина сокрыта не в порочности самой человеческой природы. Дело, как бы избито и пафосно подобное ни звучало, – в несправедливом устройстве общественного строя. Эпизодом, когда некий бывший коллега Рю, в одночасье лишившийся всего, пытается хоть как-то2 воздействовать на бывшего хозяина, мог бы гордиться любой режиссёр-социалист. Но и изображение так называемых левых радикалов, ведущих непримиримую (в том числе вооружённую) борьбу с капитализмом в его разных обличиях, тоже не отличается ни состраданием, ни уважительностью. Чхан-Ук Пак, думается, вполне мог бы высказаться вслед за Шекспиром о том, что «гнило стало в Датском королевстве». А заодно и о том, что из порочного круга нет никакого выхода…
Идея необходимости скорейшего социального переустройства мира сама по себе едва ли могла бы, что называется, всколыхнуть умы. Особенно если учесть несомненные экономические и технологические успехи Республики Корея, не без гордости причисляющей себя к так называемым «азиатским тиграм». Не для того ли режиссёру и понадобилась столь яркая (на грани эпатажа) художественная форма, призванная воздействовать на психику киноаудитории по-эйзенштейновски шоково? По той же, вероятно, причине не обошлось без потоков крови3 и даже сцен пыток4. Однако своеобразную компенсаторную функцию призваны исполнить лирические фрагменты, повествующие о трепетных (при всей странности и экспрессивности в выражении чувств) отношениях Рю с возлюбленной. Между прочим, не менее трогательно передана – посредством необычного монтажного решения – и особенность восприятия глухонемым окружающего мира. Всё это, быть может, и не оправдывает поступка двух незадачливых «киднепперов», тем более что их затея возымела столь трагические последствия. Но позволяет проникнуться искренним сочувствием к господину, лишь по стечению роковых обстоятельств получившему прозвище Месть. Подобно тому, как быковский Сотников заплутал на войне, Рю, можно сказать, не нашёл себе места в номинально мирной жизни.
__________ 1 – Им и ещё тремя соавторами, Чже-сун Ли, Му-ён Ли и Йон-чжон Ли. 2 – Пусть и путём отчаянных угроз и самоистязания. 3 – Например, хлещущей из артерии после того, как Рю пронзает шею одному из перекупщиков органов. 4 – В частности, в отношении Ёнг-ми Ча, не раскрывающей местонахождение Рю.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Отличное кино о мести, в полном смысле этого слова. Отличающиеся от банальных голливудских фильмов подобного рода, более интересными персонажами, более глубоким сценарием и смыслом. В котором как мне кажется главное достоинство то что здесь нет понастоящему доброго героя. Если в западных фильмах мы привыкли видеть как с семьей добропорядочного американцкого гражданина расправляются бандиты оставляя в живых только отца, который в дальнейшем жестоко мстит. То тут, если сначала кажется что правда, право мести и симпатии зрителя, на стороне Рю - которого уволили с работы, да к томуже его сестре нужна почка и который похищяет дочку босса, то потом оказывается что и босс его не такой и монстр, а к тому-же когда его дочь случайно погибает, то становится ясно что теперь правда на стороне Дон-чжин Пака (босс) так как убили его дочь и он имеет право мстить. Никто не в выигрыше, но все в проигрыше. К тому-же живы. Рю-похитил ребенка и смерть ее частично его вина, а босс уволив множество людей с завода оставил их ни с чем.
Это интересное свойство трилогии фильмов о мести Чхан-Ук Пака и делает их такими хорошими. Показывая что никто из в этом мире не защещен от судьбы, каким богатым или бедным он бы нибыл. Где нет ни хороших ни плохих, а есть просто люди со своими проблемами и потребностями. Которые решают их так, как они умеют.
Особенно это видно в последнем фильме Олдбой.
|
Я бы сказала, что всё-таки это кино не просто ПРО, а ПРОТИВ мести. Хоть персонажи и вызывают сочувствие (все без исключения!), и у них не нашлось достаточно внутренней силы, чтобы разорвать этот порочный круг и жить дальше... Тем не менее, сами сцены мести выглядят отвратительно и, конечно, не должны вызывать у нормального человека никакого желания подражать. В этом смысле фильм действительно на порядок лучше голливудских триллеров, где безоговорочно восхищаются мстителями! Что касается кинематографической манеры Чхан-Ук Пака, то она, безусловно, на любителя. Практически не могу припомнить других фильмов, в которых вообще не используется музыкальное сопровождение - видимо, тишина должна нагнетать атмосферу мрачности и безысходности ещё сильнее, чем любой саундтрек... Есть моменты, когда хотелось бы большего динамизма - но при этом понимаешь, что общему стилю этого фильма динамизм противопоказан. В принципе, это совсем не моё кино, однако художественных достоинств его не отрицаю. Вот только... в середине создалось впечатление, что всё могло бы быть нормально, если бы больная не вздумала вдруг покончить с собой! С идеями фильма это мало согласуется, но выходит именно так. Да и самоубийство было слишком неожиданным и, по существу, не оправданным. С девочкой ведь ещё ничего не случилось, с ней обращались хорошо... ИМХО, если уж показывать, что зло было заложено в самой идее похищения, то стоило сделать это более убедительно.
|
Жуть жуткая. Такого количества убийств (не просто хладных трупов, не просто стрельбы по воробьям, и совсем не кровожадного бешенства) не найдешь ни в одном американском блокбастере. На мой взгляд это фильм о бессмысленной и глупой жестокости нашего мира, со всей его нелицеприятной изнанкой, без притворства и пафоса. О слабостях и страстях человеческих. Наводит на размышление о нашей ничтожности... Смотреть однозначно стоит, но только людям с крепкими нервами.
|
Как сейчас азиаты не умеют снимать кино, так не умели его снимать и раньше. Весь фильм - одна сплошная сюжетная дыра. Персонажи картонные, не верю ни одному. Постановка дилетантская, всё выглядит коряво, абсурдно и убого: от персонажей до событий. Откуда появляется калека - вообще непонятно, хочется дико ржать на этих моментах, потому, что всё выглядит реально тупо. Зачем он вообще был добавлен в фильм, просто вышел из-за экрана? Концовка никакая. Удивляюсь, что людям нравятся такие поделки. Нужно иметь своё мнение, а не идти на поводу у большинства. Если большинству внушили, что какашка - это конфетка, то это далеко не всегда может быть так.
|
| | |