|
| | |
всего сделано правок - 57, последняя: 2021.03.27
| | | Фантазм
Первый показ | | 1979.03.28 (США) |
Проголосовало | | 21 чел. | | |
|
|
Подросток Майк Пирсон (Э. Майкл Болдуин) растёт в тихом провинциальном городке под присмотром старшего брата Джоди (Билл Торнберри). Его внимание привлекает похоронное бюро, в котором творятся странные вещи, а особенно — загадочная фигура Высокого (Энгус Скрим). Кто он и что делает в этом Богом забытом месте? | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.12.29 | Авторская оценка: 6/10 |
Если верить признанию самого Дона Коскарелли, название было навеяно творчеством Эдгара Аллана По, который часто использовал это слово. С одной стороны «phantasm» означает ‘фантом’, ‘призрак’, ‘привидение’, что, между прочим, нашло отражение в прокатных названиях, данных фильму в ряде стран1. Однако в данном случае куда важнее второй смысл, – ‘иллюзия’, поскольку события развёртываются на грани двух миров, подлинного и вымышленного, и зритель буквально до последнего мгновения остаётся в неведении, сомневаясь: а не пригрезилось ли всё тринадцатилетнему сироте Майку, с болезненным любопытством выискивающему в окружающей реальности следы необычного, пугающего, инфернального? Вспомним эпизод посещения знакомой девушки и её бабушки-прорицательницы, наглядно демонстрирующих Пирсону, как легко страх может сделать подлинным то, что в действительности не существует, по сути – претворить ужасную иллюзию в жизнь…
Режиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр, накануне привлёкший к себе внимание двумя тинэйджеровскими драмами2, рассказывал, что замысел фильма родился под влиянием сна, из которого запомнились два ключевых образа: бесконечно длинный белый коридор и летающая сфера с выдвигающимся остриём, вонзающимся в голову, проникая прямо в мозг. Традиция сюрреализма, в том числе сугубо кинематографического, живёт и процветает! Правда, в отличие от Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, двадцатипятилетний уроженец Ливии не стал разрушать до основанья привычную логику повествования, а лишь намекнул, что за подчёркнутой обыденностью событий скрывается тайна, вселяющая трепет и способная перевернуть стереотипную картину мира. Дверь в кроваво-красную преисподнюю может оказаться куда ближе, чем кажется, буквально по соседству с домом.
Как бы то ни было, «Фантазм» пополнил когорту славных фильмов ужасов 1970-х, снимавшихся талантливыми энтузиастами, на минимальные средства3, которые чаще всего с лёгкостью окупались4. Судьба коскареллиевского произведения, не получившего предельно строгий рейтинг «X» только благодаря личному вмешательству Чарльза Чэмплина, кинокритика из Los Angeles Times, по дружеской просьбе позвонившего в ассоциацию цензоров, знаменательна в том плане, что в момент выхода авторы подвергались упрёкам за излишнюю жестокость, изощрённую натуралистичность (отрезанные пальцы, жёлтая кровь инопланетян и т.п.). А между тем по прошествии сравнительно небольшого временного отрезка картина представляется идеальным слепком страхов американцев в смутный период после «Уотергейтского дела», раскрывающих суть эпохи гораздо лучше, чем представляется.
__________ 1 – Но не в англоязычной Австралии, где, напротив, испугались созвучия заголовку местной эротической кинофантазии. 2 – Откуда он, заметим, пригласил исполнителей ведущих ролей. 3 – Умение Дона экономить на всём подряд, начиная с аренды съёмочной аппаратуры, позволило уложиться в $300 тыс. 4 – Вот и на сей раз кассовые сборы в национальном прокате составили $11,988 млн.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |