|
| | |
всего сделано правок - 270, последняя: 2023.01.16
| | | Трон
Первый показ | | 1982.07.09 (США) |
Проголосовало | | 69 чел. | | |
|
|
Талантливый программист Кевин Флинн (Джефф Бриджес) сообщает своим бывшим коллегам, Алану Брэдли (Брюс Бокслейтнер) и Лоре (Синди Морган), что был уволен из ENCOM из-за присвоения созданных им компьютерных игр Эдом Диллинджером (Дэвид Уорнер), занявшим один из ведущих постов в корпорации. Кевин признаётся, что намерен найти доказательства, проникнув в базу данных компании. Однако у него на пути встаёт могущественная программа «Мастер Контроль», вынашивающая планы по порабощению мира. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.11.06 | Авторская оценка: 7/10 |
«Трон» не стал первым в истории мирового кинематографа фильмом, посвящённым виртуальной реальности. Среди тех, кто обращался к данной проблематике ранее, был даже выдающийся немецкий режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер (телефильм «Мир на проводе» /1973/)! Но подобный проект всё равно показался революционным, тем более для Walt Disney Pictures, всегда отличавшейся известной консервативностью и аполитичностью. Говорят, многие штатные аниматоры студии поддались луддитским настроениям, не согласившись работать на картине из опасений, что активно внедряемые и пропагандируемые компьютерные технологии оставят их без работы. По иронии судьбы, Стивен Лизбергер тоже начинал в традиционной мультипликации, в том числе – осуществив постановку полнометражной «Олимпиады животных» /1980/. Да и красноречивый эпизод, где престарелый доктор Уолтер Гиббс бросает в сердцах Диллинджеру («врагу общества №1» конца XX столетия?!), что ему вовсе не нравятся последние изменения в компании, когда-то «основанной в гараже», является отсылкой к судьбе всё же не свежеиспечённых «пиратов Силиконовой долины»1, а самого Уолта…
Если Джон Карпентер в «Побеге из Нью-Йорка» /1981/ из соображений экономии предпочёл компьютерной графике постройку стилизованных декораций, то солидный ($17 млн.) бюджет «Трона» был потрачен преимущественно на специальные эффекты и, кстати, окупился не без труда2. И Лизбергер, даже если не стал первопроходцем в теме3, всё равно может смело претендовать на звание основоположника новой эстетики, чуть позже окрещённой «киберпанком». Привлечение французского художника-авангардиста Жана Жиро (творческий псевдоним – Мёбиус) позволило учесть богатейший опыт модернистских течений, от кубизма до малевичевского супрематизма, придав абстракциям живописцев актуальное и вполне оправданное содержание. Геометрически строгая организация пространства по ту сторону монитора, с обилием прямых линий и чётких, лишённых полутонов цветов, куда оказываются «вписаны», точно духи, оцифрованные образы людей, является замечательной метафорой для наглядного и драматургически выигрышного представления на экране машинного кода! Программа-освободитель «Трон», написанная Аланом для борьбы с «Мастером Контролем», не случайно цитирует кэрролловскую Алису, намекая, что дезинтегрированный при помощи лазера Кевин находится в ультрасовременной разновидности Страны чудес или Зазеркалья, подтверждая своим присутствием обоснованность веры программ в существование пользователей. Но, пожалуй, удивительнее всего для «диснеевского» произведения – предупреждение о могуществе искусственного интеллекта, который может быть эффективнее человеческого разума в 900-1200 раз и прийти к вполне логичному выводу взять под контроль ключевые системы автоматизированного управления, вплоть ядерного оружия. Мотив буквально на следующий год с блеском разовьют коллеги, поведав об опасностях глобальных «военных игр».
__________ 1 – Если воспользоваться названием замечательного телефильма об истории противоборства IBM, Apple Inc. и Microsoft. 2 – Прокатная плата (при кассовых сборах в $33 млн.) составила $16,704 млн. и несопоставима с доходами от реализаций серии видеоигр, написанных по мотивам киноленты. 3 – Он же, заметим, написал сценарий по собственному сюжету, придуманному совместно с Бонни МакБёрд.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Герой попадает в компьютерную программу и задаётся целью уничтожить подпрограмму-тирана. Фильм знаменит наиболее длинными (для своего времени) сценами сделанными с помощью компьютерной графики. Фактически он на 90% смотрится как 3D рисованный. Фильм не стал культовым, хотя за счёт визуальной составляющей мог легко на это претендовать. Причина "почему не стал", возможно, в плохом сюжете и плохой актёрской игре. Другая причина "почему бы мог" это отличная работа дизайнеров. Эстетика близка к эстетике Казимира Малевича: опора на восприятие геометрических фигур (особенно многоугольники, 3D сетки и линии вообще), опора на их сочетание, опора на основные цвета - сдержанность в одном, богатство в другом. Также можно найти аналогии с отечественной "Аэлитой" (экранизация 1924-го года Яковом Протазановым). Успех конечно не в выборе эстетики, успех в великолепной работе дизайнеров: фильм легко можно назвать винтажным. Он относится к той эпохе, когда компьютерная анимация только входила в набор инструментов кинематографистов, и эстетика новой сферы еще только формировалась. Не было меинстрима, а поэтому художники могли создавать неожиданно свежие решения. Сегодня же дизайн фантастических фильмов слишком ожидаем, стереотипен, рутинен и порядком намылил глаз. Впринципе, по ходу сбора информации о фильме, оказалось, что дизайнерский успех вполне можно было ожидать: это те же люди (художники Жан Жиро "Мебиус" и Сид Мид), что вскоре создали "Blade Runner".
Музыку писал\а Wendy Carlos - не впечатлило.
|
Неплохой фильм для своих времён, хорошая задумка... Можно сказать, классика киберпанка... Однако, в наши времена, можно сказать, что немного не то, ходят слухи, что ожидается вторая часть под музыку DAft Punk ( или я что-то путаю)... Посмотреть можно разок 6/10
|
Ну, это не киберпанк, конечно. Кибер-фэнтези или скорее даже кибер-сказка, т.к. сценарий в самый раз годится для детского мультика. Я не в том возрасте, чтобы смотреть сказки, но фильм досмотрел до конца и, в целом, остался доволен. Было, конечно, желание выключить фильм после всего этого потока программистской клюквы в начале фильма (я сам, как бэ программист). Но после того, как герой переносится в компьютерную реальность, на зрителя изливается непрерывный поток дизайнерской фантазии. Все новые диковинные ландшафты, костюмы, машины не дают заскучать. Кроме того местная графика навевает воспоминания об первых трехмерных играх эпохи ZX-Spectrum и первых IBM PC. При всей примитивности графики этих игр (в Elite на Спектруме даже простых заливок граней 3Д-моделей не было и через космические корабли были видны звезды :) они производили огромное впечатление именно трехмерностью и были весьма захватывающими.
Кстати, об играх. Теперь я знаю каким фильмом вдохновлялись создатели замечательной игры Virtua Quest, выходившей на Playstation 2. До нее выпускалось много разных фильмов и игр, посвященных приключениям в виртуальной реальности, но в этой игре угадывается именно Tron. На это указывает хотя бы маленький виртуальный помощник главного героя по имени Бит.
Мне кажется, что сейчас Tron будет смотреться интереснее, чем в год своего выхода. Антиквариат все таки. Поклонники Джеффа Бриджеса также будут довольны.
|
| | |